Интерактивный портал

службы занятости населения

Республики Коми

Войти через госуслуги

Советы старшекласснику

 

 
«Правильный выбор профессии позволяет реализовать
 свой творческий потенциал, избежать разочарования,
оградить себя и свою семью от нищеты и
 неуверенности в завтрашнем дне».
Виктор Гюго - французский писатель,
поэт, прозаик и драматург. 
 
   
   Уже скоро закончится пора летних каникул… А пока у старшеклассников еще есть
время отдохнуть и, вместе с тем, задуматься о своих ближайших перспективах.
Несомненно, насущным вопросом 15-18 летних граждан является выбор профессии.
Мы предлагаем ознакомиться с примерной схемой выбора профессии.


ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ СХЕМА ВЫБОРА ПРОФЕССИИ

Этап 1. ЗНАКОМСТВО С МИРОМ ПРОФЕССИЙ.
   Cоберите как можно больше информации о существующих профессиональных сферах, отраслях деятельности, о ключевых профессиях в этих отраслях, о том, какие специалисты актуальны и востребованы на рынке труда, какие области знаний и личностные качества соответствуют тем или иным профессиям и т.п.
Этап 2. ВЫЯВЛЕНИЕ ЛИЧНЫХ ИНТЕРЕСОВ И СКЛОННОСТЕЙ.
   Поразмышляйте над тем, чем Вы увлекаетесь, какие виды деятельности вызывают у Вас познавательных интерес (желание получать соответствующие знания, сведения), какой работой Вы хотели бы заниматься (изучать какие-либо тексты, придумывать новые образы, общаться с людьми и т.п.)
Этап 3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОБСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ.
   Проанализируйте, какими личностными особенностями, содействующими успеху в той или иной деятельности, Вы обладаете. Это могут быть интеллектуальные и творческие способности (способности к математике, языкам, музыке, рисованию и т.д.), отличающие Вас  черты характера (усидчивость, пунктуальность и т.д.), какие-либо особенности организма (например, физическая выносливость, хороший глазомер, тонкий слух и т.п.). Разберитесь, что у Вас получается делать, какие действия Вы можете выполнять умело и качественно.
Этап 4. ФОРМУЛИРОВАНИЕ СВОИХ ТРЕБОВАНИЙ К БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ.
   Результатом Ваших размышлений на данном этапе должен явиться перечень личных ожиданий и требований относительно Вашей будущей профессии. Этот перечень может отражать следующие моменты:
- мотивы будущей деятельности (стремление к признанию, потребность в творчестве, желание общаться, стремление к повышению уровня мастерства, потребность в стабильности и т.п.);
- предполагаемая сфера профессиональной деятельности (экономика, медицина, транспорт, строительство, искусство, общественная деятельность, сфера обслуживания и т.п.);
- планируемые профессиональные функции (управление, обслуживание, исследование, защита, контроль, производство и т.п.);
- уровень желаемого профессионального образования (колледж, ВУЗ, специализированные курсы и т.п.);
- предпочитаемые содержание и условия работы, режим рабочего дня, орудия труда, примерный уровень заработной платы, возможность трудоустройства, карьерного роста и т.д.
Этап 5. ВЫДЕЛЕНИЕ  ВНЕШНИХ И ВНУТРЕННИХ ОГРАНИЧЕНИЙ ПО ВЫБОРУ ПРОФЕССИИ.
    Теперь нужно продумать те факторы, которые объективно могут ограничить круг выбираемых профессий. Эти ограничения могу быть связаны с особенностями Вашего физического и психологического здоровья, с обстановкой в семье, материальным положением, географией места проживания и т.п.
Этап 6. ФОРМИРОВАНИЕ СПИСКА ПОДХОДЯЩИХ ПРОФЕССИЙ.
    Ориентируясь на Ваши знания о мире профессий, составьте список подходящих Вам профессий, не просто интересных, увлекательных, но которые Вы можете представить себе именно в качестве будущей специальности, как Ваше призвание.
Этап 7. ВЫБОР НАИБОЛЕЕ УДОВЛЕТВОРЯЮЩЕЙ ПРОФЕССИИ.
   Проанализируйте каждую профессию из составленного на этапе 6 списка по тем пунктам, которые обозначились у Вас на предыдущих этапах (со 2-ого по 5-ый), Можете буквально по баллам подсчитать (начисляя один балл за каждое совпадение), какая из выбранных профессий наиболее соответствует Вашим способностям и склонностям, требованиям,  жизненным обстоятельствам.
Этап 8. ПРОВЕРКА ОПТИМАЛЬНОСТИ СОВЕРШЕННОГО ВЫБОРА ПРОФЕССИИ.
   Для того, чтобы получить объективную оценку, обсудите сделанный Вами выбор с теми людьми, чье мнение для Вас ценно и авторитетно: с родителями, друзьями, учителями, представителями данной профессии, психологами-профконсультантами. Но помните, что решающее «право голоса» остается всегда за Вами.
Этап 9. ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПУТИ.
   На заключительном этапе необходимо наметить конкретные шаги по пути следования выбранной профессии: определиться с учебным заведением, в котором можно приобрести профессию, продумать, где можно получить начальный профессиональный опыт и постоянное место работы, как совершенствовать свои профессиональные навыки.

В завершении. Советы молодым людям, которые выбирают профессию:

  • Необходимо убедиться в том, что при выборе профессии вы не ошиблись в оценке собственных  способностей и потребностей.
  • Вы должны хорошо себе представлять, где ваши знания  впоследствии вам пригодятся, где они будут востребованы.
  • Выбирая будущую профессию, вы должны хорошо знать, чем вам придется заниматься,  т.е. представлять круг ваших обязанностей, плюсы и минусы  будущей работы.
  • Соотнесите понравившуюся вам специальность с  потребностями общества.
  • Для преодоления сложностей в профессиональной ориентации следует обратиться за  помощью к специалистам в этой сфере. Это могут быть и школьные психологи и консультанты, в том числе по трудоустройству и занятости молодежи.
 
Информация подготовлена профконсультантами -психологами
ГУ РК «Центр занятости населения города Воркуты»
г. Воркута, ул. Ленина, 64-Б, каб.17
тел.7-53-85